Benesse House
Тадао Андо
Наосима, Япония
Уроженец Осаки, бывший профессиональный боксер, архитектор-самоучка и притцкеровский лауреат Тадао Андо строит здания лаконичные, выразительные и почти всегда — из бетона. Benesse House на острове Наосима во Внутреннем Японском море—одна из самых интересных его работ: это отель и одновременно музей современного искусства, где работы художников висят и в залах, и в номерах.
В центре самого удивительного здания, «Овала», куда нужно ехать на специальном монорельсе,— открытый бассейн с небом, заключенным в овальную раму. В километре от Benesse House — еще два бетонных шедевра Андо: подземный, спрятанный внутри холма Музей Титю с небольшой, но исключительной коллекцией современного искусства от Клода Моне до Джеймса Таррелла, и недавно открытый музей японского художника корейского происхождения Ли У Хвана.
Brasilia Palace
Оскар Нимейер
Бразилиа, Бразилия
Мало кому из архитекторов повезло построить с нуля целый город. Один из этих счастливцев — Оскар Нимейер, который вырастил в центральной части Бразилии ее новую модернистскую столицу. С высоты птичьего полета этот город похож на самолет, устремленный в будущее. На земле же он выглядит так, словно будущее уже наступило (104-летний Нимейер до сих пор является убежденным коммунистом): торжество разума, функциональности и чистых линий. BrasiliaPalace — вознесенный над зеленой лужайкой параллелепипед из бетона и стекла — был одним из первых зданий нового города. Долгое время он оставался единственной в Бразилиа гостиницей, где жили Сартр и Индира Ганди, Елизавета II и Че Гевара. После пожара 1978 года отель много лет стоял пустым, но недавно открылся вновь после реконструкции, за которой следили архитекторы бюро Нимейера.
Astoria
Жак Херцог и Пьер де Мерон
Люцерн, Швейцария
Швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон знамениты своими минималистичными, но грандиозными проектами вроде галереи Тейт-Модерн в здании лондонской электростанции или олимпийского стадиона в Пекине, «Птичьего Гнезда», где нет ни одной несущей колонны. Их единственную работу с гостиницей, реконструкцию люцернской «Астории», масштабной не назовешь, но и она потребовала общегородского референдума: многие возражали против такого радикального по швейцарским меркам вмешательства в историческую застройку, хотя в результате разрешили его абсолютным большинством. Архитекторы пристроили к модернистской коробке дополнительные площади с номерами и конференц-залами и разделили старую и новую части двумя выдающимися в переулок стеклянными глыбами — как будто посреди чопорного старорежимного города неожиданно вырос ледник, расколотый пополам ведущим ко входу коридором-ущельем.
Дом Чокнутых
Ле Корбюзье
Марсель, Франция
Бетонный параллелепипед с разноцветными лоджиями на бульваре Мишле называют в Марселе La Maisondu Fada — то есть «Дом чокнутых». Программное здание Ле Корбюзье вознесено над землей колоннами, в которых спрятаны все инженерные коммуникации. Вокруг — парк, внутри — квартиры-ячейки, на каждом третьем этаже — общественные пространства с магазинами и коммунальными службами, на седьмом — отель, а на крыше-террасе — бассейн, спортивный зал и детский сад. Строился комплекс долго и трудно. Один из экспертов, изучивших проект, заключил, что у жильцов дома неминуемо будут развиваться психические заболевания. Архитектурные критики утверждали, что Ле Корбюзье насильно заставляет своих жильцов быть счастливыми. Все вранье: счастье проживающих здесь фанатов функциональной архитектуры совершенно неподдельно.
Marques de Riscal
Фрэнк Гери
Эльсъего, Испания
Разноцветный, похожий на огромный футуристический цветок отель из титана и нержавеющей стали радикально изменил пейзаж окраины средневекового городка в Стране Басков. Никто не ожидал такой лихости от винодельни со стопятидесятилетней историей — но именно Marques de Riscal решилась на то, чтобы заказать проект гостиницы для виноманов Фрэнку Гери. В часе езды от Эльсьего находится Бильбао, который благодаря придуманному Гери Музею Гуггенхайма превратился из глухой провинции в одну из культурных столиц мира. В Marques de Riscal рассчитывали на тот же эффект — и не прогадали: сейчас она входит в десятку самых посещаемых виноделен мира. Уговорить суперзвезду было непросто, но помогла бутылка риохи 1929 года, ровесница маэстро.
Casa Fuster
Луис Думенек-и-Монтанер
Барселона, Испания
Когда аристократ с Майорки Мариано Фустер заказал этот дом идеологу каталонского модерна Луису Думенеку-и-Монтанеру, тот уже успел построить Дворец каталонской музыки с потолком из витражного стекла и начал возводить больницу Святого Павла, похожую на столицу сказочного королевства (и то, и другое сейчас в списке всемирного наследия ЮНЕСКО). В 1920-х здание продали, и в нем открылось Cafe Vienes, куда захаживали главные барселонские поэты и художники. Когда дом одряхлел и его хотели снести, чтобы построить небоскреб, на защиту встала вся Барселона. Теперь здесь находится отель и все то же старое кафе, которое по четвергам превращается в джаз-клуб. Вуди Аллен, который часто играл здесь на кларнете, снял его в «Вики Кристине Барселоне».
Historic Park Inn
Фрэнк Ллойд Райт
Мейсон-Сити, США
В начале XX века городок Мейсон-Сити в штате Айова переживал экономический бум, и два местных юриста затеяли построить здание для своего банка — а заодно и офисы с гостиницей. Их дочери учились в школе в Висконсине, здание которой было возведено входящим в моду чикагцем Фрэнком Ллойдом Райтом, поэтому архитектора долго не выбирали. Райт в то время увлекся стилем прерий: строил здания с плоскими, как равнины, крышами. Заняться отелем он согласился, но лично довести проект до конца не смог: сбежал в Европу с женой одного из бывших клиентов. В отеле благополучно жили еще полтора десятка лет, потом банк обанкротился, отель обветшал, и постояльцев сменили голуби. Так продолжалось до тех пор, пока в прошлом году Park Inn не был бережно отреставрирован и открыт вновь. Это единственная сохранившаяся гостиница Райта: его шедевр, переживший землетрясение Канто отель Imperial в Токио, был принесен в жертву девелоперам в 1968 году.
NH Lingotto Tech
Ренцо Пиано
Турин, Италия
Раньше это был завод FIAT — в свое время самый большой в Европе, суперсовременный и даже авангардный. Построенный в 1915-1923 годах по проекту Джакомо Матге Трукко — скорее инженера, чем архитектора, — он стал одной из первых в мире сборных железобетонных конструкций. Готовые машины с ленты конвейера отправлялись на крышу, где был устроен испытательный трек. И так продолжалось до начала 1980-х, пока завод наконец не признали устаревшим и не перенесли производство в другое место. Сборочным цехам, однако, повезло обрести новую жизнь: на конкурсе проектов реконструкции победил Ренцо Пиано, который прославился тем, что на пару с Ричардом Роджерсом вынес на наружные стены все коммуникации парижского Центра Помпиду. Пиано превратил завод в комплекс с конгресс-залом, выставочным центром, кинотеатрами, торговым центром и двумя гостиницами. А на крыше вместо испытательного трека теперь беговая дорожка.
Sofitel Vienna Stephansdom
Жан Нувель
Вена, Австрия
Фирменный прием Жана Нувеля — с помощью хитрых материалов, разноцветных стеклянных панелей, светового дизайна и прочих высокотехнологичных кунштюков сделать так, чтобы архитектура казалась современным искусством. Таковы Институт арабского мира в Париже, где вместо окон — диафрагмы, которые сужаются и расширяются, регулируя естественное освещение, и космический Galeries Lafayette в Берлине со стеклянными воронками внутри. Венский Sofitel тоже похож на гигантскую инсталляцию: стеклянный параллелепипед перебит снизу клинообразным выступом, на потолок которого проецируются видеоработы швейцарской художницы Пипилотти Рист. А на стеклянной стене за отелем флорист Патрик Блан высадил вертикальный сад из двадцати тысяч видов растений — реверанс Музею на набережной Бранли в Париже, тоже построенному Нувелем.
--------------------------
Ну а тем, кто не интересуется отдыхом в дорогих отелях, советую не менее интересный отдых на природе в Беларуси. Отдых в белоруссии без посредников станет для вас не слишком накладным, но при этом приятным времяпровождением.
Классные снимки. Особенно японский и бразильский понравились. И еще испанский (в Барселоне).
А отдохнуть в Белоруссии после таких архитектурных изысков не захотелось:) Хоть и на природе. Не знаю…
да? а мне наоборот — достаточно лицезреть такие вот изыски лишь на фото. а отдохнуть душой я бы предпочла где-то в зеленой усадьбе. вот все мылимся на Десну поехать, но то погода не радует, то дела разные наваливаются.