Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Поделиться!

Продолжение статьи про Зимбабве, опубликованной ранее на сайте https://travellife.com.ua/

Улицы Хараре не похожи на дикие джунгли. Практически в каждой усадьбе, даже средних "зимбабвийских" размеров, есть наемные работники: горничные и садовники. Они живут, чаще всего, в маленьких домиках на территории той же усадьбы. Горничные делают всю домашнюю работу, а садовники подстригают траву и деревья на участке и между домом и дорогой. Освещения на улицах Хараре нет принципиально. Поэтому после заката солнца машин на улицах почти не остается.

А даже если бы освещение и было, оно бы все равно было отключено. Наибольшая проблема Зимбабве - стране не хватает электроэнергии. Построенная еще в 1960 году гидроэлектростанция на озере Кариба уже не может обеспечивать всю страну электроэнергией, потому почти каждый вечер полстраны (и пол-Хараре) отключается от электропитания на 3-5 часов.

Поэтому почти в каждом доме есть бензиновый или дизельный генератор, и вечером, идя по темным улицам, раз за разом слышишь разноголосое тарахтение генераторов. Большой проблемой является также водоснабжение. Еще "при белых" к каждому дому были подведены водопровод и канализация. Однако последний раз из водопровода вода шла летом прошлого года. Поэтому у каждого дома или делают артезианскую скважину (если вода есть на участке), или ставят большую цистерну (на 3-5 куб. м) и заливают туда привозную воду. Развоз воды – едва ли не единственный процветающий частный бизнес в Зимбабве.

Зимбабве

В 2009 году на местных зимбабвийских долларах уже не хватало места для печатания нулей (была купюра в 100 000 000 000 000 - сто триллионов(!) зимбабвийских долларов = приблизительно 2 американских доллара), а деньги считались на вес, пачками, в магазинах были пустые полки. После того как в обращение вместо зимбабвийского официально был введен американский доллар, полки магазинов сразу начали ломиться от товара, завезенного из ЮАР. Правда, цены… Здесь это парадокс. В стране, где безработица достигает 90% (!), а средняя зарплата работающих составляет около 150$, цены на товары на 20-25% выше, чем в Украине. И магазины не стоят просто так, люди в них все время что-то покупают.

Большинство автомобилей - новые или относительно новые джипы или пикапы. Пикапы в Зимбабве вообще пользуются большой популярностью, причем преимущественно для пассажирских перевозок. Местные жители охотно ездят, сидя или стоя в кузове пикапов. Иногда пикапы выглядят, как облепленные роем пчел, когда в небольшой кузов набивается два десятка людей. Небольшие узенькие маршрутные такси тоже заполняются настолько, что чьи-то руки, ноги или головы торчат из окон и дверей, которые не закрываются. На междугородных маршрутах встречаются древние автобусы, кажется, еще с тех времен, когда страна была Южной Родезией. Сверху на них огромной кучей навален багаж пассажиров, который лишь каким-то чудом не падает во время движения. А еще на дороге может встретиться очень приличного вида "Лендровер" 50-60-х годов, за рулем которого будет сидеть сухощавый белокожий старик.

Движение в Зимбабве - левостороннее. Дороги в Зимбабве построены еще англичанами, они не широкие, но в достаточно приличном состоянии, даже по киевским меркам. Ремонтировали их, по-видимому, лет 20 назад, но там нет снега, льда и морозов - вот они и сохранились. Иногда, правда, выбоины "ремонтируются". Утром рабочий в форме выгребает из ямы глину и камни и весь день пытается получить плату (1 или 2$) от водителей, которым мешает эта яма. Если получит, то вечером засыпает  яму камнями и глиной. А если не получит, то остается яма.

Вообще-то, во главе государства стоит многолетний президент страны доктор Роберто Мугабе.  Но правит страной в действительности коррупция. Нет, не так… КОРРУПЦИЯ. Ни один государственный служащий пальцем не пошевельнет, если не получит свой "подарок" или не будет иметь от вашего дела свою прямую выгоду. Ну разве что полицейские могут арестовать вас бесплатно.

полиция в Зимбабве

Чтобы вас остановили на дороге зимбабвийские полицейские, вам не обязательно что-то нарушать. Чаще всего, особенно если вы едете на новеньком джипе, полицейский просто захочет разглядеть вашу машину и пообщаться с вами. При этом стоит быть вежливым и улыбаться. И владеть английским языком, который является здесь государственным, или языком народа шона (каким владеет 90% население). Потому что пообщавшись с вами минут 15-20 о вашем автомобиле, мобильном телефоне, погоде и еще много о чем, полицейский вас отпустит. Если вы спешите или действительно что-то нарушили, то стоит сказать фразу по типу: "Друг! Мне очень приятно с тобой общаться, однако я очень спешу. Потому прими, пожалуйста, этот дружественный подарок. А в следующий раз, когда будет вдоволь времени, мы обязательно поговорим вволю"! и передать ему $20. Полицейский с пониманием отнесется к вашим проблемам, примет ваш "подарок" и с искренней улыбкой пожелает вам доброй дороги. И упаси господи спорить с полицейским или обижать его, употребляя слова по типу: "безосновательная" или "незаконная" остановка! Вас сразу могут арестовать и запроторить в участок, откуда вы выйдете, оплатив больше 100 долларов штрафов и взяток. И никакие телефонные звонки не помогут, разве что у вас есть прямой мобильный номер президента страны или одного из двух (!) министров внутренних дел. По разным подсчетам, на содержание полиции и армии тратится львиная доля бюджета страны, процентов 70-80. И потому вечером, если у вас есть желание, вы смело можете прогуляться по темным улицам Хараре. Опасной может быть разве что встреча со змеей или пауком, на которых можно наступить в темноте.

Так сложилось, что более состоятельные белые и черные жители Хараре живут и работают преимущественно на окраинах города. А районы, прилегающие к центру, плотно населены менее состоятельными чернокожими зимбабвийцами. Если захотите увидеть там белого человека, то посмотрите в зеркало.

Все не очень состоятельные белые из Зимбабве давно выехали.  Днем улицы в центре Хараре напоминают взбудораженный муравейник. Все время все куда-то двигаются, какая-то суматоха вокруг тебя. Но все приветливы и доброжелательны. Народность шона, которая населяет Зимбабве, испокон веков была мирными земледельцами (в отличие от воинственных соседей-охотников - зулусов). Подавляющее большинство населения - христиане разнообразных конфессий. Выезжая из Хараре, всегда увидишь неподалеку от дороги несколько групп людей в белых просторных одежах. В любое время дня они сидят где-то в тени вокруг своего проповедника, внимательно его выслушивая или исполняя песни. А вокруг них - безграничные поля, засеянные кукурузой, или апельсиновые плантации.

Раньше, "во времена белых фермеров",  сельское хозяйство было главным поставщиком экспорта в соседние страны. От ЮАР до Конго и Кении славились зимбабвийские пшеница, овощи и мясо. А с табачных плантаций брали продукцию наибольшие мировые компании. Урожай зерна, табака и сахарного тростника здесь когда-то собирали дважды в год, а овощей - по три урожая в год. После национализации земли и отъезда из страны 20 тысяч белых фермеров сельское хозяйство в Зимбабве совсем пришло в упадок. Системы искусственного орошения новые владельцы сдали на металлолом, поля заросли "слоновьей травой", и о прошлом величии теперь напоминают лишь бетонные элеваторы, которые на фоне окружающей разрухи выглядят пришельцами из другого мира. А кукурузные поля едва дают возможность крестьянам прокормить себя.

Когда я на все это смотрел, у меня все время возникала мысль, как же все это похоже на нашу Украину. Богатейшие земли и пустые элеваторы, полные полезных ископаемых недра и отключения электроэнергии, доброжелательные, талантливые, трудолюбивые и при этом с очень низким доходом люди, роскошные джипы на разваливающихся дорогах, коррумпированные гаишники… И уже в самолете по пути домой я понял, что все равно очень хочу еще вернуться  в эту географически далекую от Украины, но в то же время такую близкую страну.

Автор: Егор Доброхлоп 

Опубликовано в журнале «Мандри» №59 от 2011 года, перевод Sintia


Поделиться!

3 комментария

  1. все это интересно, но печально. пачки денег помню у нас тоже были. если и дальше все так продолжится — догоним Зимбабве…и перегоним 😀

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *